«Служебный роман»: про плохую Рыжову и хорошего Самохвалова...

«А что плохого в Самохвалове? Он все делает правильно: верен жене, заинтересован в карьере. Он даже Новосельцева не предает, а говорит Калугиной чистую правду, из лучших, кстати, побуждений ее предупреждает. Он же не знает, что у них уже любовь, он уверен, что это все ещё часть «коварного» плана.

Да, в этом фильме вообще только два положительных героя — Самохвалов и Калугина».

Вот такое популярное нынче мнение, товарищи. И ведь не поспоришь, все аргументировано. Если не копнуть чуть поглубже.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Уж не знаю, что за тренд такой пошел в сети, но каждый уважающий себя блогер и автор уже высказался на эту тему. А мы с вами чего сидим? Давайте уже, наконец, разберемся, кто в этой истории плохой, а кто хороший.

Меняется мир, меняются люди

Самое интересное, что раньше мысль о том, что Самохвалов — положительный герой, попавший в «неудобные» обстоятельства никому и в голову не приходила. Уверена, что и Эльдар Александрович, давая герою такую говорящую фамилию, ничего такого не думал.

Да и сам Басилашвили однажды упрекнул режиссера: «Что же вы мне все роли каких-то мерзавцев даете?»

Но времена меняются, теперь и Самохвалов не так уж плох. Или новые зрители просто не очень внимательны? Ведь дьявол (и суть), как известно, в деталях.

Давайте потратим пару минут и разберем несколько поступков (и их мотивов) Юрия Григорьевича Самохвалова.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

«Мой человек»

С первых минут появления на экране, Самохвалов производит хорошее впечатление: рад старым друзьям, не кичится должностью и с готовностью предлагает бывшему сокурснику повышение, но фразочка о нужных ему «своих людях» слегка портит общее впечатление.

Карьерист

Самохвалов — стопроцентный карьерист. На званом вечере Юрий Григорьевич расспрашивает Рыжову о коллеге-начальнике, что выглядит не то, чтобы некрасиво, но как-то не к месту.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Скорее всего Самохвалов в замах у Калугиной временно. Он только что из-за границы, хорошего директора ему не подсидеть, он метит в министерство и эта должность только очередной шаг к цели, вот и собирает сведения, которые сейчас интересуют его намного больше, чем воспоминания юности.

Письма Рыжовой

О письмах в коллективе узнают намного раньше, чем Самохвалов передает их Шуре. Это заслуга Верочки. И вот слухи уже поползли, не сегодня-завтра о них узнает и жена Самохвалова, он просто защищает свою семью и карьеру.

Да, вроде бы все так, но это не отменяет низости поступка, о чем и говорит Калугина.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Месть Новосельцеву

То, что Самохвалов предупреждает Калугину из добрых побуждений, может утверждать только очень невнимательный зритель.

Сначала от повышения отказывается сам Новосельцев и просит друга больше не поднимать этот вопрос. Позже Верочка объясняет ему перемену в Калугиной романом с Новосельцевым, о котором «все знают». Так что, простите, но Самохвалов в курсе происходящего.

В конце концов, он сам сказал, что «даст сдачи», но по-другому.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Оля в «жутких розочках» и другие

Больше всего критики досталось, конечно, Рыжовой. Мол, заскучала Оленька при муже с язвой, приметила более выгодный объект и вцепилась в него. Бессовестно плюет на его семью, навязывается и вообще ведет себя неприлично.

Не забыли и про Новосельцева. А этот что о себе возомнил? Ему на ботинки детям не хватает, конечно, директор с нормальной зарплатой для него выгодный вариант.

Верочка — вообще вселенское зло. Сплетница и работница никакая.

Вот такое вот, друзья мои, кино. Про карьеру, деньги, цели и выгоду.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Самое главное

Логично, что со временем все мы становимся более жестки и циничны, но почему-то получается, наоборот. Новые зрители, разбирая прекрасный фильм, абсолютно исключают из него главный движущий мотив всего происходящего — любовь. И это обидно.

Но оставим лирику и вернемся к главному — Самохвалов — плохой или хороший человек? Вы-то как считаете?

Домовой