«А что плохого в Самохвалове? Он все делает правильно: верен жене, заинтересован в карьере. Он даже Новосельцева не предает, а говорит Калугиной чистую правду, из лучших, кстати, побуждений ее предупреждает. Он же не знает, что у них уже любовь, он уверен, что это все ещё часть «коварного» плана.
Да, в этом фильме вообще только два положительных героя — Самохвалов и Калугина».
Вот такое популярное нынче мнение, товарищи. И ведь не поспоришь, все аргументировано. Если не копнуть чуть поглубже.
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)
Уж не знаю, что за тренд такой пошел в сети, но каждый уважающий себя блогер и автор уже высказался на эту тему. А мы с вами чего сидим? Давайте уже, наконец, разберемся, кто в этой истории плохой, а кто хороший.
Меняется мир, меняются люди
Самое интересное, что раньше мысль о том, что Самохвалов — положительный герой, попавший в «неудобные» обстоятельства никому и в голову не приходила. Уверена, что и Эльдар Александрович, давая герою такую говорящую фамилию, ничего такого не думал.
Да и сам Басилашвили однажды упрекнул режиссера: «Что же вы мне все роли каких-то мерзавцев даете?»
Но времена меняются, теперь и Самохвалов не так уж плох. Или новые зрители просто не очень внимательны? Ведь дьявол (и суть), как известно, в деталях.
Давайте потратим пару минут и разберем несколько поступков (и их мотивов) Юрия Григорьевича Самохвалова.
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)
«Мой человек»
С первых минут появления на экране, Самохвалов производит хорошее впечатление: рад старым друзьям, не кичится должностью и с готовностью предлагает бывшему сокурснику повышение, но фразочка о нужных ему «своих людях» слегка портит общее впечатление.
Карьерист
Самохвалов — стопроцентный карьерист. На званом вечере Юрий Григорьевич расспрашивает Рыжову о коллеге-начальнике, что выглядит не то, чтобы некрасиво, но как-то не к месту.
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)
Скорее всего Самохвалов в замах у Калугиной временно. Он только что из-за границы, хорошего директора ему не подсидеть, он метит в министерство и эта должность только очередной шаг к цели, вот и собирает сведения, которые сейчас интересуют его намного больше, чем воспоминания юности.
Письма Рыжовой
О письмах в коллективе узнают намного раньше, чем Самохвалов передает их Шуре. Это заслуга Верочки. И вот слухи уже поползли, не сегодня-завтра о них узнает и жена Самохвалова, он просто защищает свою семью и карьеру.
Да, вроде бы все так, но это не отменяет низости поступка, о чем и говорит Калугина.
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)
Месть Новосельцеву
То, что Самохвалов предупреждает Калугину из добрых побуждений, может утверждать только очень невнимательный зритель.
Сначала от повышения отказывается сам Новосельцев и просит друга больше не поднимать этот вопрос. Позже Верочка объясняет ему перемену в Калугиной романом с Новосельцевым, о котором «все знают». Так что, простите, но Самохвалов в курсе происходящего.
В конце концов, он сам сказал, что «даст сдачи», но по-другому.
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)
Оля в «жутких розочках» и другие
Больше всего критики досталось, конечно, Рыжовой. Мол, заскучала Оленька при муже с язвой, приметила более выгодный объект и вцепилась в него. Бессовестно плюет на его семью, навязывается и вообще ведет себя неприлично.
Не забыли и про Новосельцева. А этот что о себе возомнил? Ему на ботинки детям не хватает, конечно, директор с нормальной зарплатой для него выгодный вариант.
Верочка — вообще вселенское зло. Сплетница и работница никакая.
Вот такое вот, друзья мои, кино. Про карьеру, деньги, цели и выгоду.
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)
Самое главное
Логично, что со временем все мы становимся более жестки и циничны, но почему-то получается, наоборот. Новые зрители, разбирая прекрасный фильм, абсолютно исключают из него главный движущий мотив всего происходящего — любовь. И это обидно.