«Перепишите финал!» — требовали разочарованные (и разгневанные) зрительницы. Подобные письма Татьяна Лиознова получала сотнями в день, но другой финал в этой истории просто невозможен…
Что вдохновило режиссера на создание фильма, кто мог сыграть роль таксиста вместо Ефремова, почему Нюра не вышла к Саше и о чем же, все-таки, этот фильм? Давайте обсудим сегодня.
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968
Интересно, что именно эту картину многие мои читатели сравнили с фильмом «Трудности перевода» (2003). Мол, Коппола просто не смотрела «Тополя», иначе знала бы, что тема давно раскрыта. Согласна. Поддерживаю. Только вот тема чего? Одиночества? Или не только?
Как и большинство хороших(!) советских фильмов, «Три тополя на Плющихе» содержит не только несколько смыслов, из которых каждый зритель выбирает что-то главное и важное именно для себя, но и дарит особое настроение. Как песня.
Собственно, с песни все и началось.
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968
«Нежность» и «Тополя на Шаболовке»
Песня «Нежность» написана в 1965 году композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Входит в цикл песен «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам.
Услышав песню в первый раз, Татьяна Лиознова была поражена: эта песня должна стать историей! Вот только такой?
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968
Несколько месяцев Татьяна Михайловна работала над сюжетом и придумывала героев, но все было не то. История не складывалась. А потом она прочитала рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке»:
— Спит она, — сказала девочка раздраженно. — Она и стоя уснет. Как клуха.
— Уходили вы свою мать, Анну Григорьевну. — Старик вздохнул. — А какая она была! Привез ее Гриша к нам на Оку, и вроде света в деревне прибавилось. А он ее, видишь, себе привез.
— А как же? — удивилась девочка.
— На работы. В каторгу.
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968
Кастинг по фото
В сети часто встречается информация, что кастинга у этого фильма не было. Актеров выбирали по фотопробам и никакого, кроме Ефремова и Дорониной, на роли Саши и Нюры даже не рассматривали, так точно они попали в образы.
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968
На самом деле, первым кандидатом на роль таксиста был Николай Рыбников, но только до тех пор, пока Татьяна Лиознова не увидела фотопробы Олега Ефремова. Думаю, Рыбников даже не узнал об «ушедшей» от него роли.
Почему Доронина не соглашалась на роль Нюры
Олег Ефремов принял приглашение на роль сразу, а вот Татьяну Доронину пришлось долго уговаривать.
В ее представлении, роль «русской женщины-крестьянки» была полной противоположностью ее актерского амплуа. «Мне заплетут косу и накрасят губы? Только представьте, что из меня получится?» — искренне удивлялась актриса выбору режиссера.
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968
И только когда Лиознова показала Татьяне фотопробы, которые ей понравились, Доронина согласилась.
На той фотографии Татьяна Васильевна была без макияжа и укладки. Распущенные волосы. Мягкая мечтательная улыбка. «Вот такой ты и будешь в кадре. Это будет твой фильм. Твоя история», — сказала режиссер.
Такой мы и увидели Доронину на экране. Так, о чем же история Нюры?
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968
Про Нюру, которая не решилась на измену?
Немалая часть зрителей восприняли эту историю именно так. Но даже если следовать этой теории, я бы перефразировала так: это история о женщине, которая не решилась на любовь.
Кто-то всерьез полагает, что такая как Нюра была способна на интрижку? Да нет, конечно. Именно поэтому финал и невозможно переписать.
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968
Остаться в Москве? Оставить законного мужа и детей? Все это не только не про Нюру. Все это про целое поколение женщин, для которых брак, порядочность, честность, долг, в конце концов, всегда стояли выше их собственных желаний, переживаний и грез о любви.
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968
Про минуты нежданного счастья?
Да, это фильм-надежда. Фильм, который обещает, что шанс на счастье и встречу родственной души, может выпасть каждому, а вот как мы распорядимся этим шансом и своей судьбой, это уже другая история.
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968
Про прозрение и начало новой жизни
«А себе что привезла?» — спрашивает Нюру муж. Он пока не понимает, что перед ним уже другая женщина. Возможно, в их жизни ничего и не изменится, кроме того, что теперь Нюра знает, что сама жизнь может быть совсем другой. И в той, другой жизни по-другому все: отношения, любовь, уважение, понимание и одна любимая песня на двоих.
А что вы увидели в этом фильме, дорогие читатели? Очень интересно узнать ваше мнение.
P.S. Все три фильма, на мой взгляд, тесно связаны: герои из «Трудностей перевода», проживающие как будто не свою жизнь; жертвенность и покорность судьбе Веры из «Благословите женщину» и «Три тополя». Такие разные истории, но так похожи…
Татьяна Трофимова